Этикет чаевых в России

22.02.2024
Этикет чаевых в России

Обычай оставлять обслуживающему персоналу небольшое вознаграждение существует во всем мире. Но в каждой стране есть свои традиции, определяющие, когда и кому давать «на чай», способы выплаты и размеры сумм. Рассмотрим подробнее этикет чаевых в российской сфере услуг.

Что такое чаевые

Неписанное правило вознаграждать работников сервиса за вежливое и быстрое обслуживание появилось еще в средневековой Европе. Зажиточные люди давали небольшие деньги беднякам, которые подносили воду из колодцев. В XVIII веке появилось выражение «чаевые», связанное с чаепитиями в садах аристократов. Слугам, подававшим чай, оставляли небольшое денежное поощрение, чтобы «Insure Prompt Service» – обеспечить быстрый сервис. От этих слов в английском языке появилась аббревиатура tips, которой до сих пор обозначают чаевые.

В дореволюционной России принято было вознаграждать мелкими деньгами любой обслуживающий персонал – половых (официантов) в кабаках и трактирах, горничных и коридорных в гостинице. Даже собственной прислуге дарили небольшие денежные подарки на праздники.

В советский период чаевые вышли из обихода. Обычай вернулся только в 90-е годы ХХ века, с появлением частного бизнеса.

Сейчас за хорошее обслуживание принято вознаграждать официантов, сотрудников отелей, носильщиков и таксистов. Размер оплаты варьируется в зависимости от города и масштаба сервиса.

Кому нужно давать чаевые

Кому нужно давать чаевые

В некоторых странах поощряют небольшой прибавкой к оплате всех сотрудников сферы услуг, включая доставщиков еды, нянь, парикмахеров. В России получателями чаевых могут быть:

  • официанты – дополнительные вознаграждения не включаются в чеки, но деньги «на чай» составляют до 50% заработка официантов. Представители эти профессий никогда не намекают на доплату во время обслуживания клиентов;
  • персонал отеля – нет четких правил, кого из служащих гостиницы вознаграждать. Чаще всего получают денежные подарки горничные, носильщики, гораздо реже – сотрудники ресепшена;
  • таксисты и работники службы доставки – популярность этих профессий увеличивается за счет использования мобильных приложений. Многие агрегаторы такси, доставки еды и продуктов предоставляют клиентам возможность установить функцию выплаты чаевых онлайн;
  • бармены – регулярно получают «на чай» по 15-20% от стоимости заказа.

В больших российских городах складывается традиция платить дополнительное вознаграждение парикмахерам, массажистам, мастерам маникюра, а также специалистам по ремонту.

Представители этих профессий из малых городов редко получают сверх стандартной оплаты услуг. В провинции до сих пор встречается обычай «подарков» – медсестрам, врачам, педагогам дарят сладости, напитки, сувениры.

Сколько чаевых принято давать в России

Сколько чаевых принято давать в России

Вознаграждение за услуги – дело исключительно добровольное, и размер его зависит от желания клиента. Известен случай, когда официантка в США получила «на чай» 1,5 млн долларов. Благодарный клиент пожелал разделить выигрыш, который принес ему лотерейный билет, предложенный сотрудницей ресторана.

В обычной жизни выплаты гораздо скромнее. В крупных российских городах принято оставлять официантам и барменам 10-15% от стоимости заказа. При оплачивании больших торжеств, типа свадеб и банкетов, 10% составит немалую сумму, поэтому клиенты вознаграждают персонал по своему усмотрению.

Горничным в гостиницах оставляют по 200-300 рублей после каждой уборки, в зависимости от уровня отеля. Доставщикам еды дают по 100-120 рублей. Оплату чаевых таксистам можно установить в агрегаторе в процентном соотношении от стоимости поездки – от 5 до 20%. Средний размер чаевых водителя составляет 100-115 рублей.

Россияне вознаграждают также сотрудников автомоек и заправочных станций. Размер дополнительных выплат также высчитывается от общей суммы заказа. В среднем, персонал этих сервисов получает по 75 рублей с человека.

Работникам сферы красоты дают «на чай» только в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых городах-миллионниках. Парикмахер или мастер маникюра получает за сеанс от 100 до 300 рублей. Если клиент обращается к специалисту на постоянной основе, дополнительные выплаты могут достигать 500 рублей.


Как оставить чаевые при оплате картой

Как оставить чаевые при оплате картой

Существует четыре удобных способа вознаградить официанта, если у вас нет наличных:

  • QR-код – заведение общепита может предлагать его на визитной карточке или экране смартфона. Клиенту достаточно навести камеру своего телефона с открытым банковским приложением на QR-код, и с его счета спишется сумма чаевых. Она переходит не на счет заведения, а конкретному официанту или хостесс.
  • чек с QR-кодом – кафе или ресторан снабжает чеки QR-кодами, привязанными к данным официантов. В этом случае заведение должно установить специальное приложение и связать его с онлайн-кассой;
  • специальная кнопка – устанавливается на сайте заведения или в приложении. С помощью этой опции клиенты могут перечислять чаевые доставщикам еды, официантам или поварам;
  • СМС со ссылкой – заведение присылает посетителю сообщение, предлагая отблагодарить сотрудников. Пройдя по указанной в СМС ссылке, клиент переводит выбранную им сумму денег.

Важно понимать, что согласно служебной этике официант не может сам просить о денежном вознаграждении. Если вы довольны качеством услуг, спросите: «Как я могу перечислить вам чаевые?». Хороший вариант – перед походом в ресторан подготовить немного наличных. Сумму заказа можно оплатить картой, а чаевые оставить купюрами.

Сколько оставляют на чай в других странах

Сколько оставляют на чай в других странах

Культура чаевых наиболее распространена в государствах Северной и Южной Америки. В США действует неписаное правило – чем щедрее вознаграждать персонал, тем лучше будет сервис. В ресторанах, барах и такси принято оставлять по 15-20% от общего счета. Канадцы и колумбийцы придерживаются этой же нормы. В Мексике, Аргентине и Перу работники сервиса получают немного меньше – 10-15% с заказа каждого клиента.

Каждая страна Европы имеет свою политику в отношении чаевых выплат. Во Франции, Чехии, Испании, Швеции вознаграждение для обслуживающего персонала заранее включают в счета ресторанов и отелей. Такой же стратегии придерживается правительство Нидерландов, но население по-прежнему поощряет работников сервиса маленькими «премиями» в размере 5-10%.

В Германии, Великобритании и Португалии нет твердого этикета чаевых, но большинство клиентов оставляет официантам по 5-10% от суммы чека, за исключением тех ситуаций, когда сервис был откровенно плохим. Барменам и таксистам на чай не дают, но зачастую увеличивают счет до круглой суммы. Обычай округления счета бытует также в Австралии и Новой Зеландии, где нет правила поощрять сотрудников сервиса деньгами.

Австрийцы и итальянцы скупы насчет чаевых. Иногда в счет отелей и ресторанов включают этот пункт, но чаще всего деньги клиентов достаются администрации, а не сотрудникам сервиса. Поэтому клиенты, желающие отблагодарить любезного официанта или искусного повара, должны вручить деньги им лично в руки.

В странах Африки и Ближнего Востока «бакшиш», то есть, чаевые – обыденное явление. Самые щедрые вознаграждения получают официанты богатых арабских стран – Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ. Даже в ресторанах, где чаевые включаются в счет, персонал зарабатывает по 15-20% с каждого чека.

В популярных туристических странах, таких как Иордания, Марокко, Египет официантам дают на чай по 10-15% от стоимости заказа. Важно учитывать, что дорогие рестораны Турции, Египта и Израиля включают доплату за сервис в чек, поэтому не стоит вторично вознаграждать персонал.

В восточноазиатском регионе давать на чай необязательно. Персонал в заведениях Китая, Сингапура и Мьянмы не ожидает дополнительного вознаграждения, так как в культуре этих народов нет этикета чаевых. То же самое касается и Японии, где считается, что работники сервиса должны достойно трудиться за свою зарплату. Японские официанты, скорее всего, вежливо откажутся от чаевых. Но в менее развитых государствах типа Камбоджи, Вьетнама и Таиланда деньги на чай принимают, хотя не считают тот обычай обязательным.

Когда не нужно оставлять чаевые

Следует помнить, что деньги на чай – дело добровольное, и вы не обязаны оставлять их, если недовольны обслуживанием. Если официант вел себя грубо и путал блюда, а парикмахер испортил прическу, ни о каком вознаграждении не может быть и речи.

Не оставляйте чаевых, если персонал буквально выпрашивает их, заглядывает в ваш счет. Попросите его прийти за оплатой попозже и не давайте на чай – назойливость не стоит поощрять.

Если в ресторане действует политика «без чаевых», не пытайтесь заплатить персоналу тайком от администратора. Выразите свою благодарность комплиментом и хорошим отзывом на сайте заведения. Будьте уверены, начальство не оставит без премии сотрудника, которого хвалят в отзывах.

Есть ряд профессий, представителям которых не принято оставлять чаевые из этических соображений. К ним относятся:

  • медицинские работники – если они работают в государственном учреждении, благодарность можно выразить подарком, стоимость которого не превышает 2000 рублей. Врачам и медсестрам частных клиник лучше написать благодарность на сайте;
  • учителя – по закону преподавателям нельзя принимать деньги и подарки стоимостью более 2000 рублей:
  • вожатые лагерей, спортивные тренеры – личному тренеру в частном клубе можно сделать материальный презент. Но сначала узнайте, какова политика заведения по отношению к подаркам. Сотрудникам бюджетной сферы подарки принимать запрещено, так же как и педагогам;
  • доставщики посылок – сотрудникам почты не принято давать на чай. Исключение можно сделать для работника, который регулярно приходит к вам с доставкой.

Если вы все же решили сделать подарок работникам этих сфер, старайтесь действовать незаметно, чтобы не привлекать внимания коллег и начальства сотрудника.

Поднос для денег с зажимом сталь нерж. ,H=1,L=15,B=11см металлич.
20%
В наличии
274.40  343.00 
В наличии
640.00 
В наличии
1 200.00 
В наличии
640.00 
Подставка д/меню б/основания[3шт] пластик ,H=2,L=20см прозр.
25%
В наличии
823.50  1 098.00 
В наличии
640.00 
В наличии
640.00 
В наличии
1 160.00 
Папка-меню А5 кожезам. ,L=24,B=18,5см синий
40%
В наличии
432.60  721.00 
В наличии
1 265.00 
В наличии
1 100.00 
Поднос для денег в папке кожа,сталь ,H=15,L=200,B=160мм коричнев.,металлич.
70%
В наличии
1 518.30  5 061.00 
В наличии
385.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 1 805.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 364.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 517.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 1 967.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 5 356.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 218.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 2 939.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 2 600.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 7 021.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 1 659.00 
Под заказ
Последняя цена продажи 736.00 
Витринный образец
3 195.00 
Витринный образец
421.00 
Витринный образец
650.00 
Витринный образец
1 750.00 
Рекомендуем
Популярные
В наличии
150.00 
В наличии
141.00 
В наличии
178.00 
В наличии
298.00 
В наличии
72.00 
В наличии
108.00 
В наличии
113.00 
В наличии
40.00 
В наличии
426.00 
В наличии
167.00 
В наличии
40.00 
В наличии
360.00 
В наличии
177.00 
В наличии
652.00 
В наличии
167.00 
В наличии
106.00 
В наличии
360.00