Корзина
Ваша корзина пустая Обычай оставлять обслуживающему персоналу небольшое вознаграждение существует во всем мире. Но в каждой стране есть свои традиции, определяющие, когда и кому давать «на чай», способы выплаты и размеры сумм. Рассмотрим подробнее этикет чаевых в российской сфере услуг.
Что такое чаевые
Неписанное правило вознаграждать работников сервиса за вежливое и быстрое обслуживание появилось еще в средневековой Европе. Зажиточные люди давали небольшие деньги беднякам, которые подносили воду из колодцев. В XVIII веке появилось выражение «чаевые», связанное с чаепитиями в садах аристократов. Слугам, подававшим чай, оставляли небольшое денежное поощрение, чтобы «Insure Prompt Service» – обеспечить быстрый сервис. От этих слов в английском языке появилась аббревиатура tips, которой до сих пор обозначают чаевые.
В дореволюционной России принято было вознаграждать мелкими деньгами любой обслуживающий персонал – половых (официантов) в кабаках и трактирах, горничных и коридорных в гостинице. Даже собственной прислуге дарили небольшие денежные подарки на праздники.
В советский период чаевые вышли из обихода. Обычай вернулся только в 90-е годы ХХ века, с появлением частного бизнеса.
Сейчас за хорошее обслуживание принято вознаграждать официантов, сотрудников отелей, носильщиков и таксистов. Размер оплаты варьируется в зависимости от города и масштаба сервиса.
Кому нужно давать чаевые
В некоторых странах поощряют небольшой прибавкой к оплате всех сотрудников сферы услуг, включая доставщиков еды, нянь, парикмахеров. В России получателями чаевых могут быть:
- официанты – дополнительные вознаграждения не включаются в чеки, но деньги «на чай» составляют до 50% заработка официантов. Представители эти профессий никогда не намекают на доплату во время обслуживания клиентов;
- персонал отеля – нет четких правил, кого из служащих гостиницы вознаграждать. Чаще всего получают денежные подарки горничные, носильщики, гораздо реже – сотрудники ресепшена;
- таксисты и работники службы доставки – популярность этих профессий увеличивается за счет использования мобильных приложений. Многие агрегаторы такси, доставки еды и продуктов предоставляют клиентам возможность установить функцию выплаты чаевых онлайн;
- бармены – регулярно получают «на чай» по 15-20% от стоимости заказа.
В больших российских городах складывается традиция платить дополнительное вознаграждение парикмахерам, массажистам, мастерам маникюра, а также специалистам по ремонту.
Представители этих профессий из малых городов редко получают сверх стандартной оплаты услуг. В провинции до сих пор встречается обычай «подарков» – медсестрам, врачам, педагогам дарят сладости, напитки, сувениры.
Сколько чаевых принято давать в России
Вознаграждение за услуги – дело исключительно добровольное, и размер его зависит от желания клиента. Известен случай, когда официантка в США получила «на чай» 1,5 млн долларов. Благодарный клиент пожелал разделить выигрыш, который принес ему лотерейный билет, предложенный сотрудницей ресторана.
В обычной жизни выплаты гораздо скромнее. В крупных российских городах принято оставлять официантам и барменам 10-15% от стоимости заказа. При оплачивании больших торжеств, типа свадеб и банкетов, 10% составит немалую сумму, поэтому клиенты вознаграждают персонал по своему усмотрению.
Горничным в гостиницах оставляют по 200-300 рублей после каждой уборки, в зависимости от уровня отеля. Доставщикам еды дают по 100-120 рублей. Оплату чаевых таксистам можно установить в агрегаторе в процентном соотношении от стоимости поездки – от 5 до 20%. Средний размер чаевых водителя составляет 100-115 рублей.
Россияне вознаграждают также сотрудников автомоек и заправочных станций. Размер дополнительных выплат также высчитывается от общей суммы заказа. В среднем, персонал этих сервисов получает по 75 рублей с человека.
Работникам сферы красоты дают «на чай» только в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых городах-миллионниках. Парикмахер или мастер маникюра получает за сеанс от 100 до 300 рублей. Если клиент обращается к специалисту на постоянной основе, дополнительные выплаты могут достигать 500 рублей.
Как оставить чаевые при оплате картой
Существует четыре удобных способа вознаградить официанта, если у вас нет наличных:
- QR-код – заведение общепита может предлагать его на визитной карточке или экране смартфона. Клиенту достаточно навести камеру своего телефона с открытым банковским приложением на QR-код, и с его счета спишется сумма чаевых. Она переходит не на счет заведения, а конкретному официанту или хостесс.
- чек с QR-кодом – кафе или ресторан снабжает чеки QR-кодами, привязанными к данным официантов. В этом случае заведение должно установить специальное приложение и связать его с онлайн-кассой;
- специальная кнопка – устанавливается на сайте заведения или в приложении. С помощью этой опции клиенты могут перечислять чаевые доставщикам еды, официантам или поварам;
- СМС со ссылкой – заведение присылает посетителю сообщение, предлагая отблагодарить сотрудников. Пройдя по указанной в СМС ссылке, клиент переводит выбранную им сумму денег.
Важно понимать, что согласно служебной этике официант не может сам просить о денежном вознаграждении. Если вы довольны качеством услуг, спросите: «Как я могу перечислить вам чаевые?». Хороший вариант – перед походом в ресторан подготовить немного наличных. Сумму заказа можно оплатить картой, а чаевые оставить купюрами.
Сколько оставляют на чай в других странах
Культура чаевых наиболее распространена в государствах Северной и Южной Америки. В США действует неписаное правило – чем щедрее вознаграждать персонал, тем лучше будет сервис. В ресторанах, барах и такси принято оставлять по 15-20% от общего счета. Канадцы и колумбийцы придерживаются этой же нормы. В Мексике, Аргентине и Перу работники сервиса получают немного меньше – 10-15% с заказа каждого клиента.
Каждая страна Европы имеет свою политику в отношении чаевых выплат. Во Франции, Чехии, Испании, Швеции вознаграждение для обслуживающего персонала заранее включают в счета ресторанов и отелей. Такой же стратегии придерживается правительство Нидерландов, но население по-прежнему поощряет работников сервиса маленькими «премиями» в размере 5-10%.
В Германии, Великобритании и Португалии нет твердого этикета чаевых, но большинство клиентов оставляет официантам по 5-10% от суммы чека, за исключением тех ситуаций, когда сервис был откровенно плохим. Барменам и таксистам на чай не дают, но зачастую увеличивают счет до круглой суммы. Обычай округления счета бытует также в Австралии и Новой Зеландии, где нет правила поощрять сотрудников сервиса деньгами.
Австрийцы и итальянцы скупы насчет чаевых. Иногда в счет отелей и ресторанов включают этот пункт, но чаще всего деньги клиентов достаются администрации, а не сотрудникам сервиса. Поэтому клиенты, желающие отблагодарить любезного официанта или искусного повара, должны вручить деньги им лично в руки.
В странах Африки и Ближнего Востока «бакшиш», то есть, чаевые – обыденное явление. Самые щедрые вознаграждения получают официанты богатых арабских стран – Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ. Даже в ресторанах, где чаевые включаются в счет, персонал зарабатывает по 15-20% с каждого чека.
В популярных туристических странах, таких как Иордания, Марокко, Египет официантам дают на чай по 10-15% от стоимости заказа. Важно учитывать, что дорогие рестораны Турции, Египта и Израиля включают доплату за сервис в чек, поэтому не стоит вторично вознаграждать персонал.
В восточноазиатском регионе давать на чай необязательно. Персонал в заведениях Китая, Сингапура и Мьянмы не ожидает дополнительного вознаграждения, так как в культуре этих народов нет этикета чаевых. То же самое касается и Японии, где считается, что работники сервиса должны достойно трудиться за свою зарплату. Японские официанты, скорее всего, вежливо откажутся от чаевых. Но в менее развитых государствах типа Камбоджи, Вьетнама и Таиланда деньги на чай принимают, хотя не считают тот обычай обязательным.
Когда не нужно оставлять чаевые
Следует помнить, что деньги на чай – дело добровольное, и вы не обязаны оставлять их, если недовольны обслуживанием. Если официант вел себя грубо и путал блюда, а парикмахер испортил прическу, ни о каком вознаграждении не может быть и речи.
Не оставляйте чаевых, если персонал буквально выпрашивает их, заглядывает в ваш счет. Попросите его прийти за оплатой попозже и не давайте на чай – назойливость не стоит поощрять.
Если в ресторане действует политика «без чаевых», не пытайтесь заплатить персоналу тайком от администратора. Выразите свою благодарность комплиментом и хорошим отзывом на сайте заведения. Будьте уверены, начальство не оставит без премии сотрудника, которого хвалят в отзывах.
Есть ряд профессий, представителям которых не принято оставлять чаевые из этических соображений. К ним относятся:
- медицинские работники – если они работают в государственном учреждении, благодарность можно выразить подарком, стоимость которого не превышает 2000 рублей. Врачам и медсестрам частных клиник лучше написать благодарность на сайте;
- учителя – по закону преподавателям нельзя принимать деньги и подарки стоимостью более 2000 рублей:
- вожатые лагерей, спортивные тренеры – личному тренеру в частном клубе можно сделать материальный презент. Но сначала узнайте, какова политика заведения по отношению к подаркам. Сотрудникам бюджетной сферы подарки принимать запрещено, так же как и педагогам;
- доставщики посылок – сотрудникам почты не принято давать на чай. Исключение можно сделать для работника, который регулярно приходит к вам с доставкой.
Если вы все же решили сделать подарок работникам этих сфер, старайтесь действовать незаметно, чтобы не привлекать внимания коллег и начальства сотрудника.