Рынок общественного питания – особый мир, в котором посетителю не всегда просто ориентироваться. Приходится выбирать не только цену обеда, но и стиль кухни, качество сервиса, интерьер. Эти факторы сильно различаются в зависимости от того, куда приходит гость – в семейный паб, изысканный ресторан или на фудкорт. Наша статья поможет разобраться в классификации предприятий общепита, узнать особенности и преимущества каждого вида.
Ресторан
Название заведения происходит от французского слова restaurer, означающего «восстанавливаться». Первые учреждения такого типа, появившиеся в Париже в 18 веке, предлагали клиентам единственное блюдо – костный бульон. Считалось, что этот продукт отлично восстанавливает силы. Бульонные рестораны посещали богатые буржуа, не желавшие обедать в тавернах с простонародьем. Постепенно хозяева добавляли в ассортимент новые кушанья и вина. К концу 18 века сложился статус ресторана как обеденного учреждения с изысканной кухней для состоятельной публики.
Чтобы считаться рестораном в наше время, предприятие должно соответствовать пяти критериям:
- большой ассортимент сложных блюд, в том числе фирменных;
- наличие карты напитков;
- обслуживание клиентов официантами, хостес;
- организация приятного времяпровождения;
- стильный дизайн помещения;
- применение разных методов сервировки и подачи.
Различают разные виды заведений – национальные, семейные, веганские, тематические. Высшую ступень в общепите занимают рестораны высокой кухни, которые предлагают блюда, приготовленные из дорогих ингредиентов по сложным рецептам. Лучшими считаются предприятия, отмеченные звездами Мишлен и национальными наградами за кулинарное мастерство.
По европейским регламентам считается, что ресторан не может использовать полуфабрикаты. Все блюда должны готовиться на собственной кухне из свежих ингредиентов. В России пока нет столь строгих требований, но лучшие рестораны Москвы и Санкт-Петербурга соблюдают их.
Отдельную категорию представляют заведения фастфуда. По многим критериям они отличаются от традиционных ресторанов – нет услуг официантов, еды на заказ, элегантного дизайна. С другой стороны, такие предприятия развивают собственные бренды, концепцию сервиса, создают фирменные блюда и напитки. По мировым стандартам этого достаточно, чтобы квалифицировать их как рестораны.
Кафе
Термин «кафе» впервые появился в 15 веке и относился к ближневосточным харчевням, где подавали кофе. Спустя 200 лет такие заведения появились в Париже. Изначально они предлагали клиентам только кофе и десерты. Сейчас понятие «кафе» включает огромное разнообразие точек общепита, от мини-кофеен до роскошных международных корпораций. Но все они имеют характерные признаки:
- непринужденная атмосфера – люди приходят сюда не только, чтобы поесть, но и пообщаться с друзьями, почитать, поиграть в настольные игры. Посетители могут проводить деловые встречи, работать за ноутбуками;
- небольшой охват аудитории – кафе обслуживает не более 50 клиентов одновременно;
- ограниченное меню – постоянный ассортимент часто состоит только из кофе, чая, выпечки. На обед и ужин предлагаются несложные горячие блюда и салаты;
- скромный выбор алкоголя – ограничивается несколькими сортами вина, пива и базовых коктейлей. Многие кафе вообще не подают крепких напитков;
- простота сервиса – в некоторых местах предлагается самообслуживание. Официанты, если они есть, не носят строгую униформу. Используется упрощенная сервировка стола и подача.
Тематика заведений очень широкая – от семейных кондитерских до молодежных антикафе. Часто они работают на базе других учреждений типа отелей, театров, развлекательных парков.
Бар
Название сразу рисует в воображении барную стойку, дружелюбного бармена и полки, уставленные десятками разноцветных бутылок. Так выглядит классический бар – предприятие, специализирующееся на подаче алкогольных напитков. Интерьер и стиль обслуживания варьируются в зависимости от тематики. Так, в спортбаре акцент делается на пиво и сытные закуски типа пиццы, а в спикизи привлекает ретро-атмосфера и крафтовые коктейли.
Существуют бары музыкальные, винные, клубные, пляжные. Несмотря на разницу в тематике, они объединяются по общим характеристикам. В их числе:
- наличие барной стойки;
- большой ассортимент напитков;
- ограниченное меню;
- наличие магазинной продукции (чипсы, орешки, сладости);
- возможности для танцев;
- активные развлечения (выступления диджеев, концерты, вечеринки).
Паб
Этот вид предприятий иногда ошибочно причисляют к барам. Но паб гораздо древнее по происхождению. В средневековой Англии и Ирландии он играл роль семейного ресторана, где можно было выпить эля и сытно поесть.
Сейчас пабы работают в разных странах мира, но сохраняют традиционную британскую атмосферу. Она предполагает уют, простую вкусную еду, приятную обстановку для дружеского и семейного отдыха. Ассортимент напитков состоит из пива, недорого вина, классических коктейлей.
Развлечения здесь спокойные – живая музыка, настольные игры, бильярд. Поэтому целевая аудитория солиднее, чем в барах. Вместе с тем пабы приветствуют семьи с детьми, обязательно включая в меню детские блюда.
Сервис в пабах варьируется в зависимости от страны. Английские заведения обходятся без официантов. Посетители делают заказ у барной стойки и сами забирают его. Считается, что это помогает людям знакомиться и заводить дружеские связи. В российских пабах предусмотрены услуги официантов.
Столовая
Название ассоциируется с недорогой едой и непритязательной обстановкой. Так в недавнем прошлом выглядели пункты общественного питания, работающие при фабриках, учреждениях, школах. Они обслуживали только сотрудников и клиентов этих организаций.
Существовали также городские столовые, открытые для всех желающих. Их современные версии сохраняют лишь часть этих особенностей, включая:
- меню, составленное по дням недели;
- простые блюда, приготовленные с использованием полуфабрикатов;
- наличие линии раздачи;
- презентация готовой продукции на прилавках;
- отсутствие официантов.
Качество и состав блюд зависят от направления столовой. Частные предприятия обычно предлагают сытную еду по традиционной схеме «первое, второе, десерт». Диетические, детские, санаторные столовые составляют меню по медицинским требованиям.
Современные предприниматели успешно борются со стереотипным представлением о столовой, как о худшем варианте общепита. Создаются сети питания с недорогой, но вкусной едой и уютными интерьерами. Предприятия этого типа в Москве и Санкт-Петербурге разрабатывают комплексные обеды, обеспечивают доставку еды. Столовые нового образца напоминают по атмосфере кафе среднего уровня. Многие из них производят собственную выпечку и кулинарные изделия.
Кафетерий
Это заведение считается разновидностью кафе. Основная особенность кафетерия – расположение внутри учреждения, например, офисного здания, торгового центра, клиники. Работа организована по принципу самообслуживания. Посетители выбирают продукцию на линии раздачи, в конце которой расположена касса. После оплаты заказ нужно самостоятельно отнести на стол, а после еды – убрать за собой посуду.
Кафетерий уступает кафе по размеру и величине ассортимента. Клиентам предлагаются горячие и холодные напитки, выпечка, закуски. Меню нет, для выбора блюд предусмотрены витрины и прилавки. Алкоголь в кафетериях не продается.
Заведения такого типа не предназначены для длительного времяпровождения. Это своеобразная точка фастфуда, где можно перекусить в промежутке между другими делами. Зачастую в кафетериях нет стульев, посетители едят стоя у высоких столов или забирают напитки и выпечку с собой.
Буфет
Французское слово buffet означает «шкаф». Упоминание предмета мебели здесь неудивительно – в 16-17 веке французские аристократы выставляли на пирах богато украшенные шкафы с разнообразными закусками и напитками. Эта традиция положила начало сразу двумя явлениям – системе «шведский стол» и одноименному предприятию общепита.
Буфеты работают при различных учреждениях – офисах, школах, больницах. Это традиционный элемент театра, вокзала, цирка и других мест массового посещения.
Буфет предлагает клиентам покупную продукцию или полуфабрикаты – выпечку, бутерброды, закуски, сладости. Номенклатура зависит от статуса учреждения, при котором работает точка питания. Так, в театральном буфете продаются бутерброды с красной икрой и пирожные, а привокзальный предлагает пирожки, сэндвичи, ватрушки.
Предприятия буфетного типа имеют право продавать алкоголь на разлив. Ассортимент содержит также безалкогольные напитки – чай, соки, кофе, газировку.
Помимо стационарных буфетов, постоянно работающих в определенном учреждении, существуют передвижные варианты. К ним относятся буфетные купе в поездах, автобуфеты, судовые буфеты.
Фудкорт
Впервые фудкорты появились в 50-е годы 20 века, в торговых центрах США. Изобретателем этого формата общепита считают бизнесмена Джима Роуза, который создавал торговые центры в пригородах американских мегаполисов. Роуз называл фудкорты «общественными пикниками» и утверждал, что они помогают привлекать покупателей в универмаги.
В России «дворы еды», а именно так переводится</em>, распространились в 2000-е годы. Они представляют собой единые коммерческие пространства, объединяющие несколько точек общепита. Рестораны и кафе располагаются вокруг общей территории, оснащенной столами и стульями. Посетители, заказавшие еду в разных ресторанчиках, могут занимать любые места.
Фудкорт дает возможность попробовать разные кулинарные стили одновременно. Площадка работает по принципу самообслуживания – клиенты подходят к разным прилавкам, выбирают блюда и сами несут их на свой стол. Благодаря этому экономится время.
Пользуясь общей площадкой, владельцы заведений сокращают расходы на аренду. Склады, оборудование и услуги персонала также оплачиваются совместно.
Кроме торговых центров, фудкорты устраивают в аэропортах, отелях, на вокзалах. Они привлекают разнообразную аудиторию, но особенно популярны среди молодежи и семей с детьми.
Фудтрак
Это передвижное предприятие общепита, представляющее собой фургон или грузовик, оснащенный кухней, кулинарной утварью и холодильниками. Прообразом этого бизнеса были фургоны, доставлявшие еду лесорубам и ковбоям на Диком Западе США в середине 19 века.
Фудтрак в наши дни – востребованное и прибыльное предприятие. Оно привлекает потребителей доступностью, быстрым сервисом и низкими ценами. Для предпринимателей фудтрак выгоден тем, что требует меньше вложений, чем традиционное кафе. Он легко перемещается в места, где находится больше потенциальных покупателей – к большим офисам, университетам, рынкам. Декор грузовика и меню можно часто менять без больших затрат.
Ассортимент передвижной закусочной состоит из «быстрой» еды – сэндвичей, пирожков, картофеля фри. Иногда готовятся горячие блюда, такие как шашлыки, куры гриль. Отдельные фудтраки специализируются на национальной кухне – русской, кавказской, мексиканской.
Статистика показывает, что «еда на колесах» особенно популярна у людей от 18 до 37 лет. Молодежи нравятся вкусные и сытные блюда, а также возможность перекусить на свежем воздухе.
Кофейня
История этого заведения начинается там, где впервые стали варить кофе – на Ближнем Востоке. Маленькие кафе предлагали только этот продукт, а также место для общения, обмена новостями, учебы. Такая атмосфера сохраняется и в современных кофейнях. Они привлекают посетителей уютной обстановкой и разнообразными горячими напитками, которые трудно найти в других пунктах общепита. Вот еще четыре особенности кофейни:
- небольшой ассортимент еды – меню ограничивается выпечкой, бутербродами, десертами;
- эксклюзивная продукция – акцент делается на оригинальные напитки, начиная с необычных рецептов кофе до смузи. Кофейня может предлагать зеленый кофе, фирменные коктейли, а также выпечку собственного приготовления;
- непринужденная атмосфера – посетители часто занимаются чтением, работой за ноутбуками. Многие кофейни даже предоставляют специальные зоны для клиентов, которым требуется рабочее пространство. Оборудованы также зоны отдыха с креслами и диванчиками для двоих;
- изысканные развлечения – программа рассчитана на интеллигентную публику. Это могут быть джазовые концерты, выступления местных поэтов, открытый микрофон.
Кофейни чаще других заведений общепита продают кофе и выпечку «с собой». Чтобы привлечь клиентов, они используют разнообразные маркетинговые приемы – бесплатный Wi-Fi для клиентов, продажу фирменных сувениров, например, кофейных кружек.
Заключение
Разбираться в предприятиях общепита важно как потребителям, так и предпринимателям, работающим в этой сфере. Посетителям необходимо понимать, какие услуги и ассортимент предлагаются в заведениях разного типа. Для обеденного перерыва в будний день подойдет кафе или хорошая столовая, встречу с бизнес-партнером лучше назначить в ресторане.
Обращайте внимание также на общую атмосферу и программу развлечений. Если хочется устроить шумную вечеринку с друзьями, отправляйтесь в диско-бар. Первое свидание выглядит гораздо романтичнее в спокойной обстановке кофейни.
Еще важнее знать классификацию тем, кто планирует создать собственное предприятие общепита. Формат заведения определяет все ключевые элементы – местоположение, размер инвестиций, пакет документов, которые придется оформить для открытия бизнеса.